Saturday, May 17, 2014

1 Политика раскрестьянивания в Сибири. Выпуск 2

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК СИБИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ИНСТИТУТ ИСТОРИИ
КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АРХИВНОЙ СЛУЖБЫ АДМИНИСТРАЦИИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОЛИТИКА РАСКРЕСТЬЯНИВАНИЯ В СИБИРИ
Вып.2

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ ХЛЕБОЗАГОТОВОК. 1930 -1941 гг.
Ответственные редакторы: В.А. Ильиных, O.K. Кавцевич
Новосибирск 2002

ББК 63.3(2)714




https://drive.google.com/file/d/0B96SnjoTQuH_N002MXRhZHNfX28/edit?usp=sharing





Рецензенты: доктор исторических наук И.С. Кузнецов доктор исторических наук А.А. Николаев доктор исторических наук С.А. Папков
Утверждено к печати Ученым советом Института истории СО РАН
П Политика раскрестьянивания в Сибири. Вып.2: Формы и методы
централизованных хлебозаготовок. 1930 - 1941 гг. Хроникально-документальный сборник. Новосибирск: РИЦ НГУ, 2002.253 с.

Составители: В.А. Ильиных, В.М. Рынков (ответственные), О.В. Выд-рина, Е.Н. Герман, И.Б. Карпунина, С.А. Красильников, А.П, Мелентье-ва, Л.С. Пащенко, Т.И. Плоскоголовая, И.В. Самарин.

Предлагаемый читателю сборник продолжает серию хроникально-документальных публикаций с единым заголовком, посвященную про­блемам раскрестьянивания деревни. В нем на материалах Сибири рекон­струируются формы и методы осуществления централизованных хлебо­заготовок, которые являлись важнейшим элементом налогово-податной системы сталинского социализма. Особое внимание авторы уделяют по­казу репрессивной составляющей хлебозаготовительной политики госу­дарства, а также освещению поведенческих стратегий крестьянства, включая сопротивление.
Книга рассчитана как на профессиональных историков, так и на всех интересующихся историей российской деревни.
Сборник подготовлен при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 01-01-00341а). В финансировании издания участвовали ГУ Государствен­ный архив Новосибирской области и Комитет государственной архивной службы Администрации Новосибирской области

ISBN 5-94356-073-4

© Институт истории СО РАН
О ГУ Государственный архив Новосибирской области
Предисловие


Проблема исторических судеб российского крестьянства является одной из клю­чевых для понимания специфики отечественной истории. В условиях современной общественной практики особую актуальность приобретает анализ социальных изме­нений в деревне, последовавших за началом массовой коллективизации, т.е. в период 1930-х - начала 1940-х гг. Основное содержание этих изменений сводится к относи­тельно скоротечному и имеющему характер общественного катаклизма превращению крестьянства в принципиально новую социальную общность, которое можно опреде­лить термином «социалистическое раскрестьянивание». Но раскрестьянивание - это не только радикальная социально-классовая трансформация, но и политика, опреде­лявшая главное направление, ход и конечные результаты произошедшей метаморфо­зы. Без ее изучения объективная реконструкция социальных процессов в деревне не­возможна. При этом важное значение имеет детальный анализ отдельных сегментов политического механизма воздействия на деревню.
Мы полагаем, что одно из центральных звеньев во взаимосвязанной цепи исполь­зуемых сталинским режимом катализаторов процесса раскрестьянивания занимала хлебозаготовительная политика. Но поскольку социально-трансформационная функ­ция последней не столь очевидна, как экономическая, то это утверждение требует доказательства. Действительно, непосредственной целью проведения заготовок хле­бопродуктов было сосредоточение в руках государства максимально возможного их объема. При этом следует иметь в виду, что уже в конце 1920-х гг. рыночный меха­низм хлебооборота в СССР был заменен реквизиционно-налоговым. Централизован­ные хлебозаготовки вне зависимости от официального наименования методов их осуществления представляли собой натуральную подать, в соответствии с которой произведенное в индивидуальных крестьянских хозяйствах и колхозах зерно практи­чески безвозмездно и в принудительном порядке отчуждалось в пользу государства. Причем изъятию подлежал не только прибавочный, но и значительная часть необхо­димого продукта. Подобная практика приводила к разорению единоличных хозяйств, обнищанию сельского населения и периодическим голодовкам.
Функциональная взаимосвязь хлебозаготовительной политики с процессом рас­крестьянивания не сводится только к ликвидации единоличного крестьянства и пау­перизации деревни. Гораздо более важной, с точки зрения перспектив существования режима, ее задачей являлась радикальная переделка традиционной хозяйственной ментальности крестьян. Мотивация на первоочередное удовлетворение потребитель­ских нужд семьи, установка на взаимопомощь в рамках общины, кооперативно-артельные начала коллективного труда должны были быть заменены в сознании сельских тружеников «первой заповедью» (использование в данном случае библей­ской терминологии более чем симптоматично), которая требовала первоочередного, безусловного и полного исполнения основной государственной хлебной подати. За­тем следовало выполнить второстепенные подати, создать семенные и фуражные фонды и только потом думать о себе, своей семье, односельчанах.
Психологически-трансформационная функция хлебозаготовительной политики в полной мере осознавалась и предельно четко формулировалась видными деятелями
3
советского государства. Так, председатель Комитета по заготовкам сельхозпродуктов при СТО М.А. Чернов заявлял: «Первоочередное выполнение хлебосдачи государст­ву имеет величайшее воспитательное значение для колхозов и колхозников. Органи­зуя хлебозаготовки, мы тем самым воспитываем колхозника, помогаем ему поскорее расстаться с остатками мелкособственнических пережитков. На хлебозаготовках колхозник становится сознательным тружеником, которому дороги интересы колхоза и пролетарского государства. Хлебозаготовки - одно из могучих орудий социали­стического перевоспитания колхозников»1. В качестве инструментов «социали­стического перевоспитания» крестьян в процессе хлебозаготовок режим использовал не только и не столько убеждение, сколько административное принуждение, репрес­сии и даже голод2.
Проблема хлебозаготовительной политики советского государства в 1930-е - на­чале 1940-х гг. традиционно находилась на периферии отечественной исторической науки. В советской историографии данная тема освещалась преимущественно в от­дельных разделах работ ученых-экономистов и историков, которые имели более ши­рокие хронологические и тематические рамки3. При этом основное внимание иссле­дователей было сосредоточено на организационно-экономических вопросах хлебоза­готовок, включая изменение их методов, построение заготовительной сети, финансо­вое обеспечение ее деятельности, количественные итоги заготовок. В то же время за пределами анализа оставались такие принципиально важные проблемы, как сопро­тивление крестьянства хлебозаготовительной политике государства, репрессивная ее составляющая, ход и особенности отдельных заготовительных кампаний. Исключе­ние составляла лишь порожденная «оттепелью» монография Ю.А. Мошкова «Зерно­вая проблема в годы сплошной коллективизации сельского хозяйства СССР (1929 -1932 гг.)» (М., 1966), в которой анализировались особенности кампаний начала 1930-х гг. и затрагивались темы крестьянского сопротивления («классовой борьбы») и антикрестьянских репрессий.
Что же касается теоретических подходов к проблеме, то советская историография эволюционировала от абсолютной убежденности в верности и безошибочности хле­бозаготовительной политики государства в период сталинизма до признания отдель­ных ошибок, допущенных в ходе ее осуществления, и относительной целесообразно­сти данной политики. Так, Н.Я. Гущин, признавая, что высокие нормы сдачи зерна и низкие заготовительные цены ослабляли материальные стимулы развития сельскохо­зяйственного производства, считал данную практику исторически оправданной: «Партия проводила политику максимальной централизации ресурсов и средств, что­бы в кратчайший срок вырваться из отсталости к прогрессу. Страна, жертвуя многим, напрягала все силы, чтобы решить прежде всего задачу индустриализации, на базе которой стала возможна социалистическая реконструкция народного хозяйства, а позднее - победа в серьезнейшем испытании - в Великой Отечественной войне»4.
Преодоление постсталинской официозной исторической парадигмы стало воз­можным в конце 1980-х - начале 1990-х гг. Для исследователей стали более доступ­ными архивные фонды в центре и на местах. Началась активная публикация новых документальных материалов5, появились аналитические работы, в которых предпри­нимались попытки пересмотреть традиционные догмы и выдвинуть новое прочтение эпохи сталинизма. Применительно к проблеме хлебозаготовительной политики об­щепризнанным стал тезис об антикрестьянской ее направленности. Однако, несмотря на ставшую очевидной значимость анализа хлебозаготовок 1930-х - начала 1940-х гг. для понимания сущности, содержания и основных противоречий аграрного строя сталинского социализма, данная тема так и не перешла в разряд исследовательских
4
приоритетов. Более того, ее периферийность еще более усилилась, так как хлебозаго­товки в указанный период стали рассматриваться почти исключительно в рамках изучения смежных проблем аграрной истории - коллективизации и раскулачивания, голода, антикрестьянских репрессий, деятельности политотделов, истории нацио­нальной деревни и др.6
Подъем обнаруженной тематической залежи или целины, как правило, начинается с вовлечения в научный оборот максимально широкого круга источников. Далее сле­дует детальное воспроизведение развития исторического процесса. Эти два этапа научно-исследовательской деятельности применительно к теме хлебозаготовитель­ной политики в начале 1930-х гг. были фактически реализованы в третьем томе фун­даментального сборника документов «Трагедия советской деревни»7, составители которого поместили на его страницах большое количество документов о хлебозаго­товительных кампаниях 1931/32, 1932/33 и 1933 гг., предварив публикацию содержа­тельной вводной статьей, в которой описывался ход и последствия каждой из указан­ных кампаний.
Попытка одновременного решения задач максимально возможного введения в на­учный оборот документального материала и достаточно подробного освещения исто­рии исследуемого процесса предпринимается и в настоящем сборнике. Он продолжа­ет серию хроникально-документальных публикаций с единым заголовком, которая была начата в 2000 г. выходом в свет первого ее выпуска*.
Объектом исследования в данной работе является хлебозаготовительная политика советского государства в 1930-е - начале 1940-х гг. в Сибири, а его основной целью -освещение тенденций, этапов, результатов и общих закономерностей деятельности структур партийного, государственного и хозяйственного управления по осуществ­лению централизованных заготовок хлебопродуктов. Для достижения поставленной цели авторы последовательно решают две исследовательские задачи: 1) детально реконструируют ход хлебозаготовительных кампаний 1930/31, 1934 и 1940/41 гг.; 2) выявляют основные особенности других кампаний исследуемого периода.
Выбор кампаний для более детального анализа определяется следующими об­стоятельствами. Заготовки 1930/31 т. имели переходный характер. Болынук? часть хлеба в этом году государство по-прежнему получило от единоличных крестьянских хозяйств. При этом в качестве методов хлебозаготовок одновременно использовался т.н. урало-сибирский метод («твердые» задания для зажиточных и «самообязательст­ва» для «трудовых» хозяйств) и контрактация, которая приобрела характер обяза­тельной разверстки. В то же время в 1930 г. на заготовительную арену в качестве достаточно крупных, хотя пока еще не преобладающих, поставщиков вышли колхо­зы, и государство приступило к поиску наиболее эффективных форм изъятия у них зерна.
* Проведенная в первом выпуске сборника (Политика раскрестьянивания в Сибири. Вып.1: Этапы и методы ликвидации крестьянского хозяйства. 1930 - 1940 гг. Новосибирск, 2000) реконструкция хода и итогов трех хозяйственно-политических кампаний 1930-х гг. (1930/31 г. по выявлению хозяйств, подлежащих обложению сельхозналогом в индивидуальном порядке, - т.н. кулацких хозяйств; 1934 - начала 1935 гг. по налогообложению единоличников; конца 1938 - 1939 гг. по ограничению размеров личных хозяйств сельских жителей) позволила вы­явить особенности основных этапов аграрной политики советского государства, которая при­вела к изменению внутренних и внешних характеристик семейного дворохозяйства как основы социальной самоорганизации крестьянства, а в конечном итоге и к его ликвидации. Третий выпуск серии будет посвящен проблеме функционирования налогово-податной системы сталинского социализма в 1946 - 1952 гг.
5
Кампания 1934 г. была второй после замены контрактации обязательными по­ставками, которые имели налоговый характер и исчислялись на основе неизменных ставок. От предыдущих и последующих кампаний периода 1930-х - начала 1940-х гг. она отличалась беспрецедентной скоротечностью. Сконцентрировав на хлебном фронте основные усилия административно-репрессивного аппарата, властям Запад­ной Сибири удалось добиться выполнения государственного заготовительного зада­ния за три месяца.
Заготовки 1940/41 г. проходили в условиях существенного увеличения и ужесто­чения налогово-податного обложения деревни. Применительно к хлебопоставкам это проявилось в переходе от расчета их объемов по площади посева к исчислению с каждого гектара пашни, закрепленной за колхозами, что привело к значительному росту их обязательств перед государством.
В целом же избранные кампании позволяют репрезентативно представить как особенности эволюции системы организации централизованных хлебозаготовок в исследуемый период, так и специфику трех последовательных этапов аграрной поли­тики сталинского режима: конец 1920-х - начало 1930-х гг., середина 1930-х, конец 1930-х - начало 1940-х гг.
Структурное построение сборника соответствует сформулированным выше ис­следовательским задачам. Он состоит из предисловия, четырех разделов и послесло­вия. Каждый из трех первых разделов основной части соответственно посвящен вы­шеуказанным кампаниям и состоит из вводной аналитической статьи и хроники. В хрониках реконструируется не столько событийный ряд, сколько последовательность властных решений, которые собственно и являются основной составляющей полити­ки, понимаемой как деятельность государственной власти в сфере управления. От­сюда и выбор базовых типов источников для написания хроник. Это законодатель­ные, нормативные и директивно-распорядительные акты центральных и краевых (об­ластных) партийных, советских, судебных, заготовительных и иных органов власти и управления. Абсолютно преобладающую часть источникового корпуса составляют ранее не введенные в научный оборот архивные документы. Их дополняют материа­лы, опубликованные в «Собрании законов и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства СССР» (СЗ СССР), «Собрании постановлений и распоряжений Рабо­че-Крестьянского Правительства СССР» (СП СССР), сборнике «Постановления СНК Союза ССР», «Собрании узаконений и распоряжений правительства РСФСР» (СУ РСФСР), сборниках постановлений и распоряжений президиумов Западно-Сибирского крайисполкома и Новосибирского облисполкома и периодической печа­ти («Правда», «Известия», «Советская Сибирь») 1930-х - начала 1940-х гг. При этом в качестве директивно-распорядительных актов нами рассматриваются не только содержащиеся в прессе постановления, резолюции, приказы и т.п., но и помещенные в центральных и краевых органах печати передовые или иные заглавные статьи, по­скольку они рассматривались низовыми властными структурами и по существу явля­лись прямыми указаниями вышестоящих органов государственного управления, тре­бующими немедленного исполнения. Зачастую подобные статьи просто дублировали не публиковавшиеся в открытой печати постановления и распоряжения.
К каждому документу, содержание которого излагается или цитируется (цити­руемый текст набран курсивом) в соответствующей статье хроники, в ее подстрочни­ке при необходимости дается фактологический и археографический комментарий. При этом буквенная сноска означает отсылку к фактологическому комментарию, а цифровая - к легенде, содержащей выходные данные, в случае же с архивным источ­ником - и следующие сведения о нем: его вид, заголовок, гриф, дата исходящей и
6
входящей делопроизводственной регистрации, адресант, адресат, подписи. Данная информация приводится при условии ее отсутствия в тексте статьи, а также наличия в самом документе. В том случае, если его подлинник не обнаружен, для написания статьи хроники без оговорок используется копия того времени.
Минимизация археографической информации по сравнению с практикой, приня­той при полной публикации архивных документов, связана со спецификой избранно­го жанра воспроизведения их содержания. Для составляемых в данном сборнике хроник важен не показ особенностей ведения делопроизводства в исследуемый пери­од, а реконструкция механизма принятия и трансляция властного решения. Если это отвечает задаче анализа механизма власти, легенда дополняется описанием или ци­тированием делопроизводственных и иных рукописных помет, содержащихся в ис­точнике.
В четвертом разделе сборника, имеющем характер документального приложения, полностью или частично публикуются информационно насыщенные документы справочно-аналитического, директивно-распорядительного и нормативного характе­ра, в которых освещаются как не нашедшие отражение в хрониках аспекты истории хлебозаготовок 1930/31, 1934 и 1940/41 гг., так и основные особенности других кам­паний 1930-х - начала 1940-х гг. Завершают четвертый раздел составленные автора­ми сборника таблицы, позволяющие показать соотношение различных видов центра­лизованных хлебозаготовок в исследуемый период, их динамику и результативность.
Каждый документ, помещенный в четвертом разделе, имеет порядковый номер, редакционный заголовок, содержит указание места и времени его написания, автор­ства и должности автора, легенду. В ряде случаев, когда подряд публикуются доку­менты, взаимосвязанные по содержанию, им дается единый цифровой номер с раз­личными буквенными литерами (например, № 2а, № 26). Заголовки даны составите­лями. В кавычках оставлены самоназвания документов. Те из них, которые публику­ются в извлечении, имеют в заголовке предлог «из». Если в самом документе нет сведений о времени написания, авторе и его должности, они определялись по сопро­водительным материалам, содержанию текста и дополнительным источникам. Уста­новленные таким образом сведения приводятся в квадратных скобках. Такие рекви­зиты документа, как адресование, гриф, номера протокола или резолюции, входящей и исходящей регистрации, не введены в публикацию. Адресование и гриф указыва­ются в легенде, которая включает и определение степени подлинности, способа вос­произведения, а также описание или воспроизведение сопроводительных писем, по­мет, резолюций, бланков, штампов. Следует особо отметить, что к подлинникам со­ставители относили не только первые, но и другие, соответствующим образом оформленные, экземпляры размноженного письма, докладной записки и т.п. (т.н. дублетные экземпляры).
Публикация текстов документов и их цитирование в хроникальных статьях осу­ществляются по определенным правилам. Все языковые погрешности и стилевые особенности публикуемых текстов передаются дословно, без исправлений, оговорки даются лишь в исключительных случаях в квадратных скобках. Без оговорок исправ­ляются орфографические и синтаксические ошибки и осуществляется перевод на современное правописание. Полное сохранение авторской орфографии и пунктуации оговаривается. Дописанный публикаторами текст (предположительное чтение утра­ченных или неразборчивых мест, пропущенные в источнике слова, буквы и цифры, раскрытие непринятых сокращений) приводится в квадратных скобках. Многоточия в квадратных скобках ставятся в местах нечитаемых фрагментов источника или его собственных лакун. Многоточия в угловых скобках означают пропуски в тексте при
7
неполном его цитировании составителями. Воспроизводятся только авторские под­черкивания или иные формы выделения (заглавные буквы, жирный шрифт). Руко­писный текст документов, публикуемых в приложении, набран курсивом.
Абсолютное большинство излагаемых или публикуемых в настоящем издании ар­хивных источников выявлено в фондах Государственного архива Новосибирской области (ГАНО). Это фонды Западно-Сибирского крайкома ВКП(б) (ф.П-3), Западно-Сибирского крайисполкома (ф.Р-47), Новосибирского обкома КПСС (ф.П-4), Ново­сибирского облисполкома (ф.Р-1020), Политсектора Западно-Сибирского краевого земельного управления (ф.П-175), Новосибирского областного суда (ф.Р-1027), За­падно-Сибирского крайполеводсоюза (ф.Р-294), Уполномоченного Министерства заготовок СССР по Новосибирской области (ф.Р-1241). Кроме того, в первом разделе сборника излагается содержание одного документа, выявленного в Государственном архиве Российской Федерации (см. ст. «26 июня» 1930 г.), а в четвертом разделе пуб­ликуется ряд источников, извлеченных из фондов архивохранилищ Омска и Барнау­ла: ф.17 (Омский обком КПСС) Центра документации новейшей истории Омской области (ЦДНИОО), ф.437 (Омский облисполком) Государственного архива Омской области (ГАОО) и ф.П-1 (Алтайский крайком КПСС) Центра хранения архивного фонда Алтайского края (ЦХАФАК). В целом на страницах данного издания (в хро­никальных статьях и четвертом разделе) в научный оборот вводится около 280 доку­ментов, извлеченных из 115 архивных дел. Для комментирования этих документов, а также написания вводных аналитических статей использовалось значительное коли­чество источников, выявленных в вышеуказанных архивах, а также в Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ), Архиве Пре­зидента Российской Федерации (АПРФ) и Российском государственном архиве эко­номики (РГАЭ), законодательные сборники 1930-х - начала 1940-х гг., в т.ч. Уголов­ный и Гражданский процессуальный кодексы (УК и ГПК) РСФСР, периодическая печать тех лет, опубликованные в последнее время сборники документов, моногра­фическая литература и научные статьи.
Выбор в качестве базового архивохранилища ГАНО связан с концентрацией в нем огромного массива необходимой информации, а также организационными фактора­ми. Это повлияло на территориальный ракурс воспроизведения истории хлебозагото­вительных кампаний 1930/31,1934 и 1940/41 гг. Хроника двух первых из них состав­лена в рамках Западно-Сибирского края, а третьей - Новосибирской области. Однако это обстоятельство не приводит к сужению географических параметров исследова­ния. Во-первых, Западно-Сибирский край в границах 1930 - 1934 г. включал в себя и основные зернопроизводящие районы Восточной Сибири. Во-вторых, в сборнике помещен ряд материалов, в которых описывается ситуация в Омской области, Алтай­ском и Восточно-Сибирском краях. Кроме того, хлебозаготовительная политика на всей территории Сибири, вне зависимости от административной принадлежности той или иной местности, как и в других регионах страны* проводилась по единому алго­ритму, который задавался из Центра и им же жестко контролировался. Какой-либо принципиальной специфики государственной политики в этой сфере для Западной и Восточной Сибири, Новосибирской и Омской областей не существовало. Исходя из этого, вполне правомерным является определение географических рамок работы тер­риторией Сибири в целом. Более того, материалы сборника достаточно репрезента­тивны и по отношению ко всей России.
Представляемый вниманию читателей хроникально-документальный сборник подготовлен коллективом сотрудников Института истории СО РАН и Государствен­ного архива Новосибирской области. Идея и разработка концепции сборника при­
8
надлежит доктору исторических наук В.А. Ильиных. Руководство коллективом со­ставителей и научную редакцию текста осуществляли д.и.н. В.А. Ильиных и замести­тель директора ГУ ГАНО O.K. Кавцевич. Ими же написана вводная статья к сборни­ку. Выявлением и отбором документов и материалов занимались д.и.н. В.А. Ильиных, к.и.н. В.М. Рынков, О.В. Выдрина, Л.С. Пащенко, Т.И. Плоско­головая, И.В. Самарин. Археографическую обработку архивных источников провела главный археограф ГАНО Л.С. Пащенко. Авторство вводных статей и примечаний по тексту к разделам I, II принадлежит д.и.н. В.А. Ильиных, к разделу III - д.и.н. В.А. Ильиных и к.и.н. В.М. Рынкову, послесловия - к.и.н. В.М.Рынкову. В составле­нии отдельных хроник принимали участие: I - д.и.н. В.А. Ильиных, Е.Н.Герман, И.В. Самарин; II - д.и.н. В.А. Ильиных, к.и.н. И.Б. Карпунина, Л.С. Пащенко; III -к.и.н. В.М. Рынков, д.и.н. В.А. Ильиных, к.и.н. А.П. Мелентьева. IV раздел состав­лялся и комментировался д.и.н. В.А. Ильиных, д.и.н. С.А. Красильниковым, к.и.н. В.М. Рыжовым. Компьютерный набор и верстку текста провела Е.П. Лунегова.
Составители сборника выражают благодарность за помощь в его подготовке со­трудникам ГУ ГАНО Н.В. Безрядину, Т.Я. Захаркиной.
1 Правда. 1933. 3 июля.
2 Голод мог быть как побочным и заранее не планируемым результатом хлебозаготовок, так и сознательно спровоцированным властями. О том, что голод использовался сталинским режимом для достижения своих политических целей, можно судить по приведенным в книге Р. Конквеста «Жатва скорби. Советская коллективизация и террор голодом» (N.Y., 1986) сло­вам члена Политбюро ЦК КП(б) Украины, первого секретаря Днепропетровского обкома М.М. Хатаевича: «Жестокая борьба идет между крестьянами и нашей властью. Это борьба насмерть. Этот год [1932 г. - В.И. и O.K.] был решающей проверкой нашей силы и прочности. Потребовался голод, чтобы показать им, кто здесь хозяин. Это стоило миллионов жизней, но колхозная система создана. Мы выиграли войну». — Цит. по: Скотт Дж. Оружие слабых: обы­денные формы сопротивления крестьян // Крестьяноведение. Теория. История. Современность. Ежегодник, 1996. М., 1996. С.43.
3 Моисеев М.И. Экономические основы государственных заготовок сельскохозяйственных продуктов. М., 1955; Лященко П.И. История народного хозяйства СССР. Т.Ш: Социализм. М., 1956; Фридберг Л.Я. Государственные заготовки и образование хлебного фонда в СССР (1921 - 1940 гг.). Дисс. ... д-ра ист. наук. М., 1973; ВылцанМ.А. Завершающий этап создания кол­хозного строя (1935 - 1937 гг.). М., 1978; Он же. Советская деревня накануне Великой Отече­ственной войны. М., 1970; Гущин Н.Я. Сибирская деревня на пути к социализму (Социально-экономическое развитие сибирской деревни в годы социалистической реконструкции народно­го хозяйства. 1926 - 1937 гг.). Новосибирск, 1973; Гущин Н.Я., Кошелева Э.В., Чарушин В.Г. Крестьянство Западной Сибири в довоенные годы (1935 - 1941). Новосибирск, 1975; Кресть­янство Сибири в период строительства социализма (1917- 1937 гг.). Новосибирск, 1983; Кре­стьянство Сибири в период упрочения и развития социализма. Новосибирск, 1985; История советского крестьянства. Т.2: Советское крестьянство в период социалистической реконструк­ции народного хозяйства. Конец 1927 - 1937. М., 1986; Т.З: Крестьянство накануне и в годы Великой Отечественной войны. 1938 - 1945. М., 1987; и др.
4 Гущин Н.Я. Сибирская деревня на пути к социализму. С.482.
5 На страницах вышедших в постсоветское время сборников документов был опубликован ряд важных источников по истории хлебозаготовительной политики в 1930-е гг. См.: Доку­менты свидетельствуют. Из истории деревни накануне и в ходе коллективизации. 1927 -1932 гг. М., 1989; Продовольственная безопасность Урала в XX веке. Документы и материалы. Т.2: 1929 - 1984 гг. Екатеринбург, 2000; Трагедия советской деревни. Коллективизация и рас­кулачивание. 1927 - 1939. Документы и материалы. Т.2: Ноябрь 1929 - декабрь 1930. М., 2000; и др.
9
6 РогалинаН.Л. Коллективизация: уроки пройденного пути. М, 1989; Гущин Н.Я. Раскула­чивание в Сибири (1928 - 1934 гг.): методы, этапы, экономические и демографические послед­ствия. Новосибирск, 1996; Максудов С. Потери населения СССР. Benson, 1989; Осколков Е.Н. Голод 1932/1933 (Хлебозаготовки и голод 1932/1933 года в Северо-Кавказском крае). Ростов-на-Дону, 1991; Исупов В.А. Демографические катастрофы и кризисы в России в первой поло­вине XX века: Историко-демографические очерки. Новосибирск, 2000; Папков С.А. Сталин­ский террор в Сибири. 1928 - 1941. Новосибирск, 1997; Павлова И.В. Механизм власти и строительство сталинского социализма. Новосибирск, 2001; Шевляков А.С. Политотделы МТС и совхозов. Чрезвычайные партийно-государственные органы управления в сельском хозяйст­ве Западной Сибири в 1930-е годы. Томск, 2000; Белковец Л.П. «Большой террор» и судьбы немецкой деревни в Сибири. Конец 1920-х - 1930-е годы. М., 1995; и др.
7 Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. 1927 - 1939. Документы и материалы. Т.З: Конец 1930- 1933. М., 2001.
10
I. ОРГАНИЗОВАТЬ РЕШИТЕЛЬНЫЙ ОТПОР КУЛАЦКО-СПЕКУЛЯНТСКИМ ЭЛЕМЕНТАМ!
КАМПАНИЯ 1930/31 г.
Кампания 1930/31 г. стала логическим продолжением хлебозаготовительной по­литики, проводимой советским государством в конце 1920-х гг.1 В ходе ее реализа­ции произошли коренные изменения тех принципов и методов ведения заготовок хлебопродуктов, которые практиковались в период нэпа.
Экономической основой этих изменений стало наращивание неэквивалентности хлебооборота. Правящий режим в рамках поставленной им в повестку дня задачи сверхиндустриализации страны стремился максимизировать объемы получаемого в свои руки зерна и одновременно минимизировать его закупочную цену. Это позволя­ло, с одной стороны, увеличить прибыльность и величину хлебного экспорта и тем самым нарастить импорт машин и оборудования, а с другой - удешевить централизо­ванное снабжение потребителей внутри страны. Однако на пути осуществления по­добных стремлений стояло крестьянство. Во-первых, крестьянское хозяйство, по оп­ределению, отличалось низкой товарностью. Во-вторых, селяне не желали продавать произведенное ими зерно государственным заготовителям и огосударственной коо­перации по низким ценам, а предпочитали либо найти более выгодных покупателей в лице частников, либо уменьшить объемы его реализации, увеличивая внутрихозяйст­венное потребление, а то и просто сохраняя до лучших времен в качестве своеобраз­ной «твердой валюты».
Массовая задержка крестьянами реализации хлеба (т.н. хлебные стачки) вызывала сокращение объемов централизованных заготовок и ухудшение продовольственного снабжения потребляющих регионов и городов. В середине 1920-х гг. «хлебные стач­ки» купировались преимущественно экономическими мерами (сокращением экспор­та, импортом зерна, хлебными и товарными интервенциями, повышением закупоч­ных цен), что, однако, приводило к снижению темпов промышленного строительст­ва2. В 1927/28 г., в очередной раз столкнувшись с широкомасштабной задержкой продажи зерна его производителями, советские лидеры отказались поступиться на­меченными индустриальными программами и приняли решение перейти к внеэконо­мическим методам отчуждения хлеба. Приехавший в январе 1928 г. в Сибирь И.В. Сталин санкционировал применение к крупным держателям хлеба 107 ст. УК РСФСР3 как к спекулянтам. Тем самым был дезавуирован базовый нэповский прин­цип, в соответствии с которым крестьянин имел право не только использовать произ­веденную продукцию для продажи, но и оставлять ее в своем хозяйстве. Государство вновь, как и в период «военного коммунизма», стало определять объемы сельхозпро­дуктов, которые производитель мог оставлять себе и был обязан продать государст­ву.
С этого времени начался интенсивный поиск, апробация и законодательное оформление способов организации хлебооборота, гарантирующих сдачу зерна кре­стьянами государству по установленным ценам, а также вынуждающих их за счет сокращения внутрихозяйственного потребления и страховых запасов увеличить то­варный выход хлеба.
Большевистское экспериментаторство обеспечивалось насилием над крестьянст­вом, расколом деревни по социально-имущественному признаку, жестким давлением
11
на низовой аппарат и его чисткой от сторонников продолжения нэпа. Психологиче­ский прессинг, произвол местных функционеров, административный нажим, судеб­ное преследование, государственное насилие в форме прямых репрессий (арестов, высылок, расстрелов) в первую очередь обрушивались на зажиточных крестьян. Со­ставной частью борьбы с зажиточным крестьянством было натравливание на него бедноты, для чего использовался прямой подкуп (четверть конфискованного «кулац­кого» хлеба распределялась между наименее состоятельными и в то же время лояль­ными власти жителями деревни), экономическое и налоговое льготирование, интен­сивное «промывание мозгов». Государственное насилие отчасти задевало и среднее крестьянство. Однако большая часть середняков либо нейтрализовалась угрозой применения к ним репрессий, либо агитационно-пропагандистскими методами пере­тягивалась на сторону режима.
Не меньшие масштабы, чем «антикулацкие», приобретали репрессии против сель­ских партийных, советских и кооперативных работников. Ослабление темпов хлебо­заготовок в районе или селе влекло их наказание в административном порядке, сня­тие с работы, исключение из партии, привлечение к судебной ответственности по статьям 111 (за «бездействие» или «халатное отношение» к служебным обязанно­стям) и 109 (за «злоупотребление властью или служебным положением») УК РСФСР4. Нажим на низовой аппарат вкупе с психологической готовностью большей части сельских функционеров к командно-репрессивным действиям оборачивался противоречащим существующему законодательству и формально несанкциониро­ванным сверху произволом в отношении жителей деревни (т.н. перегибами).
Чтобы лишить крестьян возможности продать свой хлеб иным покупателям, вла­сти занялись сворачиванием рыночных отношений. Частный капитал был вытеснен из межрегионального хлебооборота еще к началу 1927 г. В конце этого года началось изгнание частных хлеботорговцев из местного оборота. Основным инструментом борьбы с ними стало преследование по той же 107 ст. УК РСФСР, предусматриваю­щей, как указывалось выше, наказание за спекуляцию. При этом в судебной практике понятие спекуляции трактовалось настолько широко, что могло быть применено к любой торгово-закупочной деятельности. Причиной возбуждения уголовного пре­следования могла быть не только скупка с целью последующей перепродажи, но и обычная продажа крестьянином на вольном рынке излишков своего хозяйства. С 1929 г. торговля собственной продукцией стала относиться к источникам «нетрудо­вого» дохода и служила основанием для причисления хозяйства к категории кулацко­го и его обложения сельхозналогом в индивидуальном порядке5. Свой вклад в борьбу с «рыночной стихией» вносили местные власти, по собственному усмотрению закры­вая базары, выставляя на дорогах к ним заградотряды, конфискуя предназначенное для реализации зерно, запрещая внутридеревенскую куплю-продажу хлеба.
В рамках поиска способов поступления зерна в свои руки государство постоянно обращалось к методам внеэкономического стимулирования хлебозаготовок. В пер­вую очередь власти пытались убедить крестьян в необходимости сдачи зерна, что квалифицировалось как признак лояльности к существующему режиму, а несдача объявлялась «контрреволюционным» поведением. Агитировали крестьян на сходах, бедняцких и иных собраниях, в избах-читальнях, клубах, на дому. К этой работе при­влекался весь деревенский актив, присланные в деревню уполномоченные, рабочие, комсомольские и красноармейские бригады, сельские специалисты, учителя и даже школьники. С несдатчиками проводили собеседования в сельсоветах. При этом мест­ные функционеры очень часто использовали в качестве мер «убеждения» угрозы
12
оружием, избиения, несанкционированные обыски и аресты, лишение крестьян их законных прав, превращающееся в издевательство психологическое давление.
В 1928 г. подобные действия были официально осуждены как «перегибы». Одна­ко в начале следующего 1929 г. часть из них послужила основой для санкциониро­ванной сверху и широко распространенной практики «бойкота», заключающейся в занесен™ несдатчиков на «черную доску», публичном объявлении их врагами совет­ской власти, отказе от продажи им товаров в кооперативных лавках, пользовании общественными угодьями, помоле зерна, выдаче необходимых справок в сельсоветах и т.п.
В качестве действенного метода стимулирования хлебосдачи правящий режим ак­тивно использовал психологический эффект от репрессивных акций. Проводя их публично, государство запугивало жителей деревни, демонстрируя им свою реши­мость. Примером преимущественно «воспитательной» направленности репрессий мржет послужить применение к зажиточным крестьянам в первой половине 1928 г. ст. 107 УК РСФСР. Задев относительно небольшое число сельских жителей, откры­тые, с выездом на место «преступления» и широко освещаемые в прессе, процессы над «кулаками», обвиненными в «саботаже» хлебозаготовок по этой статье, должны были внушить страх основным держателям хлеба - середнякам и вынудить их сда­вать свое зерно.
Параллельно с апробацией внеэкономических стимулов в конце 1920-х гг. осуще­ствлялся переход от коммерческого к налогово-податному механизму организации хлебозаготовок. Базовым принципом внедряемого налогово-податного механизма являлось разверстывание заготовительного задания. В первую очередь, принцип раз­верстки был введен в практику планирования. План хлебосдачи в масштабах всей страны стал формироваться сверху вниз, а не наоборот, а его размеры определяться не на основе статистически обоснованной оценки возможностей зернового производ­ства, а исходя из государственной надобности, сформулированной органами верхов­ной власти. При этом, разверстанные по регионам и приобретшие характер заданий, планы заготовок могли в течение года изменяться в сторону повышения6. В качестве же вполне достаточного доказательства возможности их выполнения выступала убе­жденность в том, что хлеб в необходимом количестве в деревне есть.
Те же принципы определения, раскладки и изменения заготовительных заданий повторялись на региональном уровне. В начале 1928 г. в практике заготовительной деятельности появились порайонные планы хлебосдачи (до этого самым низшим уровнем территориального плана был окружной или уездный), которые затем рас­пределялись между заготовительными организациями и сельскими кооперативами. Затем от раскладки по кооперативам власти перешли к распределению порайонных заданий между сельсоветами и деревнями. Более того, отмечались случаи, когда ме­стные функционеры разверстывали заготовительные задания по дворам. Но в 1928 г. подворная разверстка была отнесена к разряду «перегибов».
Однако уже весной 1929 г. подобные «перегибы» перешли в ранг официальной государственной политики. 20 марта Политбюро ЦК ВКП(б) обязало органы управ­ления восточными регионами страны произвести повсеместное распределение посе­ленных планов хлебосдачи между дворохозяйствами, сделав выполнение разверстан­ных заданий обязательным7. В начале мая аналогичную директиву получили другие хлебопроизводящие регионы СССР8. А летом новый метод хлебозаготовок, полу­чивший наименование «урало-сибирского», был законодательно оформлен и признан основным методом их проведения9.
13
В соответствии с принципами организации хлебосдачи по урало-сибирскому ме­тоду решение о взятии селом обязательств по выполнению разверстанного на него заготовительного задания принималось на общем собрании жителей, имеющих изби­рательные права, простым большинством голосов («бедняцко-середняцкое большин­ство»), после чего избранная там же комиссия содействия хлебозаготовкам определя­ла объемы зерна, обязательные для сдачи зажиточными хозяйствами. При этом раз­верстываемые на них задания, получившие название «твердых», должны были рав­няться всем выявленным в этих хозяйствах «товарным излишкам» и в совокупности составлять большую часть поселенного плана. Оставшаяся часть плана распределя­лась между остальными селянами (прежде всего середняками) «в порядке самообя-зательства». Проведенная таким образом подворная раскладка утверждалась снача­ла «бедняцко-середняцким большинством» сельского схода, а затем сельсоветом, приобретая тем самым официальный статус задания, имеющего «общегосударствен­ное значение». А неисполнение «общегосударственных заданий» преследовалось по ст. 61 УК РСФСР10: от налагаемого в административном порядке штрафа, кратного размеру невыполненного задания, до тюремного заключения и даже выселения с по­стоянного места жительства в случае группового отказа или «активного сопротивле­ния органам власти». Впрочем, последнее могло подпадать под юрисдикцию ст. 58 УК РСФСР11, предусматривающей наказание за «контрреволюционные преступле­ния» и достаточно часто применяемой карательными органами в отношении «сабо­тажников» хлебосдачи.
Параллельно с урало-сибирским методом происходило становление контрактаци­онной системы. В СССР контрактация технических культур применялась с 1922 г. и представляла собой договор между заготовителем (промышленным предприятием или кооперативным объединением) и производителем (единоличным хозяйством или колхозом), в соответствии с которым производитель брал на себя обязательство по­ставить заготовителю оговоренный объем сельхозпродукции, а последний обязывал­ся предоставить в кредит материально-финансовые ресурсы, необходимые для про­изводства продукции (семена, орудия труда, агротехнические услуги, денежные ссу­ды и т.п.). В конце 1920-х гг. наряду с техническими культурами стали контракто­ваться зерновые. В 1928 г. в Сибирском крае законтрактовали 3,8% от общей площа­ди посева зерновых, в 1929 г. - уже 20,8%12.
В 1929 г. была поставлена задача в перспективе превратить контрактацию в ос­новную форму хлебозаготовок. При этом система контрактации претерпела сущест­венные изменения. Она стала безавансовой. В качестве ее контрагентов могли высту­пать только кооперативы, колхозы и земельные общества. Контрактационные дого­воры с последними утверждались на общем собрании его членов «бедняцко-середняцким большинством». Затем обязательства по производству и сдаче зерна, взятые на себя земельным обществом, распределялись между всеми дворами, «учи­тывая мощность их хозяйств». Проведенная раскладка утверждалась сельсоветом13. Хозяйства, ее не выполняющие, преследовались по статьям 61 (за отказ от выполне­ния «общегосударственных заданий») или 131 (за невыполнение обязательств по договору)14 УК РСФСР. Таким образом, контрактация превращалась в разновидность разверстки и приобретала характер натуральной подати.
Хлебозаготовительная политика советского государства в конце 1920-х гг. в пер­вую очередь была направлена на экономическое удушение зажиточных хозяйств. Однако хлебозаготовки были разорительными не только для кулаков, но и для других крестьян, ведущих зерновое хозяйство. Сдача хлеба по государственным закупочным ценам прибыли не приносила, а иногда даже не покрывала производственные из­
14
держки. Более того, под давлением властей сельские жители были вынуждены наря­ду с товарными излишками вывозить на ссыпные пункты зерно из страховых и даже необходимых семенных и продовольственных запасов. Сверхнормативное изъятие хлеба оборачивалось ухудшением продовольственного обеспечения деревни. Не­хватка продовольствия как результат централизованных хлебозаготовок стала ощу­щаться в сельской местности ряда районов Сибири уже летом 1928 г. В конце же 1929 г. на пороге голода стояли целые округа15.
Принудительное изъятие хлеба вызвало со стороны крестьянства сопротивление, проявляющееся в сокрытии зерна, отказе или затягивании его вывоза, «самоликвида­ции» хозяйства и бегстве из деревни, агитации против политики режима, актах инди­видуального террора против представителей власти и ее сторонников, открытых мас­совых протестах.
Неэквивалентность обмена подрывала у крестьян стимулы к расширению зерно­вого хозяйства, уровень развития которого, несмотря на усилия, предпринимаемые со стороны государства, не отвечал предъявляемым к нему требованиям. Более того, в
1929 г. наметилось сокращение производства хлеба, которое в ближайшей перспек­тиве могло смениться его падением. Причины подобного положения верховная власть увидела не в собственной политике, а в исчерпании возможностей развития мелкотоварного крестьянского хозяйства. В связи с этим было принято решение фор­сировать коллективизацию деревни и в самые короткие сроки заменить мелкое кре­стьянское хозяйство крупным, а, следовательно, и значительно более товарным, со­циалистическим.
Помимо подъема зернового производства социалистическое преобразование де­ревни должно было, по мнению его идеологов, решить проблему хлебозаготовок. Однако действительность оказалась слишком далека от оптимистичных предположе­ний. На первом этапе коллективизации в колхозах удалось удержать только пятую часть крестьянских дворов Западной Сибири. При этом зерновая проблема в 1930/31 г. в силу снижения посевных площадей и товарности ставших более мелкими крестьянских хозяйств еще более обострилась, а заготовки хлеба проходили с боль­шими трудностями, чем в 1929/30 г.
В целом кампания 1930/31 г. отличалась высокой степенью преемственности, ко­торая определялась неизменностью целей большевистского режима и сохранением за единоличным крестьянством ведущих позиций в зерновом производстве. Удельный вес единоличного сектора в общей площади посева в Западно-Сибирском крае в
1930 г. составил 65,7%16. Целью же государства оставалось получение возможно большего объема хлебопродуктов при минимально возможных финансовых затратах. Оставалась прежней и «методика» определения количества зерна, которое должны были дать централизованные заготовки, - государственная надобность и убежден­ность, что хлеб в требуемом количестве в деревне есть. При этом изменение потреб­ностей государства влекло за собой волюнтаристское увеличение заготовительных планов.
Первоначально разверстанное на Западно-Сибирский край годовое задание по хлебозаготовкам (включая гарнцевый сбор17) в размере 85 млн пудов в сентябре 1930 г. решением Политбюро ЦК ВКП(б) было увеличено до 92 млн пудов. Это ко­личество хлеба надлежало собрать до 15 декабря. В конце ноября Политбюро пред­ложило краевым властям в течение декабря - первой половины января добиться «в порядке встречных планов»18 перевыполнения годового задания на 7 млн пудов. В начале февраля 1931 г. «встречный» план, формально считающийся необязательным,
15
был включен в основной региональный план. (См. ст. «15 августа», «15 сентября», «28 ноября» 1930 г., «28 января» 1931 г.).
В 1930/31 г. были в основном сохранены те же способы изъятия хлеба у крестьян-единоличников, что и в предыдущем - разверстка между хозяйствами обязательных для исполнения заготовительных заданий по хлебосдаче в порядке урало-сибирского метода или контрактации19. Некоторые изменения вносились лишь в контрактацион­ную систему и в порядок утверждения «твердых» заданий. Во-первых, вновь разре­шалось заключение договоров не только с земельными обществами, но и с индивиду­альными хозяйствами, а также их неформальными группами («группами посевщи­ков»). Во-вторых, запрещалась контрактация посевов хозяйств, отнесенных к катего­рии кулацких. Эти хозяйства сдавали зерно только по «твердым» заданиям, размеры которых определялись комиссиями содействия хлебозаготовкам и утверждались не­посредственно сельсоветами, минуя стадию их обсуждения на сельском сходе. (См. ст. «26 июня», «29 июня», «20 сентября» 1930 г.). При этом, несмотря на то, что за­житочное крестьянство как особая социально-имущественная группа сибирской де­ревни к тому времени была ликвидирована, «твердые» задания получили 56,3 тыс. единоличных дворов Западно-Сибирского края, или 6,5% от их общего количества20.
Специфика кампании 1930/31 г. заключалась в существенном увеличении в зер­новом производстве и хлебозаготовках роли «социалистического» сектора сельской экономики и прежде всего колхозов, на долю которых в регионе приходилось 30% зернового клина21. К ним, как, по определению, к высокотоварным хозяйствам, предъявлялись повышенные требования. Предполагалось, что коллективные хозяйст­ва вкупе с совхозами (4,3% посева зерновых) уже в текущем году дадут «основную массу товарного хлеба». По первому варианту плана от колхозов намечалось полу­чить 31,3 млн пудов, от совхозов -7 млн пудов, от единоличников - 36,7 млн пудов. (Ст. «21 августа» 1930 г.). Таким образом, на колхозно-совхозный сектор приходи­лось 51% годового задания по хлебосдаче (без гарнцевого сбора). При этом колхозы обязывались выполнить годовой план к очередной годовщине Октябрьской револю­ции. (Ст. «18 августа» 1930 г.).
Изъятие хлеба у колхозов осуществлялось по следующей схеме. По договору кон­трактации они должны были сдать государству определенную часть валового сбора (т.н. обязательное задание). Средняя норма сдачи в Сибири составляла 27%. При по­лучении высокого урожая эта норма увеличивалась, низкого - уменьшалась. Однако если районный план, сведенный из рассчитанных по нормам обязательной сдачи колхозных планов, оказывался меньше разверстанного на район задания, то хозяйст­ва «добровольно» принимали на себя определенные районными властями дополни­тельные задания. Сдачу зерна нужно было производить по утвержденному районны­ми органами календарному плану, включающему в себя ежедневные задания по об­молоту и вывозу хлеба. Из остающегося после хлебосдачи зерна колхозы обязыва­лись образовать семенной, страховой и фуражный фонды, а также натуральный фонд, предназначенный для продовольственного обеспечения вступающих в колхоз бедняков. Оставшаяся часть урожая распределялась между колхозниками «в соот­ветствии с трудовым вкладом». Продажа колхозного хлеба на вольном рынке кате­горически запрещалась. (См. ст. «7 июля», «24 июля», «9 августа», «18 августа» 1930 г.).
Возложенные на колхозы надежды не оправдались. Организационная слабость, бесхозяйственность, недостаток тягловой силы, затягивание уборки в сочетании с осенней непогодой привели к значительному снижению ожидаемого валового сбора. Это сделало выполнение разверстанных на них заданий абсолютно нереальным. В
16

No comments:

Post a Comment

Note: Only a member of this blog may post a comment.